Коллекционер бахрушин



Скачати 330.79 Kb.
Дата конвертації17.04.2017
Розмір330.79 Kb.

КОЛЛЕКЦИОНЕР БАХРУШИН

Целеустремлённым коллекционером, оставившим огромный след в русской культуре, был Алексей Александрович Бахрушин. Он создал единственный в России театральный музей.

Худой, высокий, немного сутулящийся, говоривший на простом русском языке густым баском, А.А. Бахрушин был сыном известного заводчика, крупного московского миллионера. От отца он унаследовал известную скупость и чисто купеческие замашки.

К музейному собирательству этот коллекционер обратился случайно. Самообразование помогло ему стать культурным театралом. Хотя и был экономным, но не жалел денег, когда нужно было купить неизвестный портрет Щепкина или эскиз художника А. Головина. Позднее в Петрограде отыскал и приволок на своей сутулой спине огромный мешок, где оказались сотни неизвестных писем А. Островского.

Музей он устроил в полуподвальном этаже. Целая эпоха русского театра была собрана там: портреты в масле, в гравюре, в рисунке, фото отечественных театров. Он собирал портреты деятелей театра, материал по оформлению спектаклей, эскизы русских художников театра.

Балет у Бахрушина был предметом постоянных поисков. Покупались туфли, слепки ступней выдающихся балерин, парики, старые театральные афиши и билеты. Бахрушин отдал себя, свою энергию, труд и большую долю состояния служению театру. Он собрал богатую библиотеку по истории театра.

Гости разгуливали по залам музея, рассматривая театральную старину. Хозяин музея вынимал из витрины туфли знаменитой балерины и говорил: «Вот, нашёл, долго искал». Затем шла родословная редкости, показ постепенно переходил в беседу о том или ином артисте, театре или целой театральной эпохе.

В 1913 году Алексей Александрович передал своё собрание музея Академии наук. Он понимал, что обязан как сын великого русского народа предоставить это собрание на пользу народа. Бахрушин был назначен почётным попечителем музея и до конца дней своих оставался его директором.

Творческое задание

Расскажите, что вы коллекционируете или хотели бы коллекционировать. Аргументируйте. Кто были или стали бы первыми зрителями вашей коллекции?


АЙВАЗОВСКИЙ В ФЕОДОСИИ

Набережная Феодосии была полна гуляющих. Лето 1897 года выдалось жарким, хотя в этом прекрасном краю климат редко разочаровывал любителей морских купаний. Весёлое и беспокойное течение отдыхающих медленно плыло по набережной вдоль моря, перетекало через переезд у вокзала и вливалось в городские улочки.

По набережной медленным шагом двигался старик лет восьмидесяти, с тростью, в белом костюме и соломенной шляпе. Многие его узнавали и вежливо приветствовали. Горбоносое лицо его с восточными чертами дышало суровой гордостью. Старик с жадностью смотрел на море, будто никогда его не видел.

Айвазовский, знаменитейший маринист, вырвался из светской петербургской жизни и возвратился в город своего детства. Здесь песок и камни помогают работать.

Давно позади разочарование столичной публики, узнавшей, что мастер в самом расцвете сил и славы бросил столицу и уехал «на край света». Откуда им знать, что для него жить — значит работать.

Один лишь положительный момент в утомительной славе — достаток. На свои средства Иван Константинович выстроил несколько зданий, благоустроил родную Феодосию. Помог постройке порта и железной дороги. Это он настоял, чтобы рядом с морем вырос низенький уютный вокзал. Чтобы можно было немедленно выскочить из тамбура, подбежать к морю и окунуться в зеленоватую морскую волну. Затем броситься на гальку и со счастливым вздохом втянуть в лёгкие весь благословенный южный воздух.

Айвазовский удовлетворённо улыбнулся. Он отблагодарил свою Феодосию, где появился и стал первейшим маринистом.

Художник отвернулся от слепящей полосы прибоя и медленным шагом направился к дому. До чего же этот пёстрый городок колоритен: красные черепичные крыши, островки изумрудной зелени, серый камень старинных крепостей, матросы с внешностью пиратов. Тут поневоле станешь художником, когда Феодосия сама просится на кончик кисти.



Творческое задание

Опишите своё любимое произведение живописи, включив в рассказ несколько фактов биографии художника.


ЛАНДЫШ

Весёлый месяц май! Солнце с каждым днём всё выше поднимается над лесом. Между кустов зажелтели яркие бубенцы купальницы. Золотыми пуговками рассыпались среди травы лютики. Но лучше всех майских цветов - ландыш! Скромный, с удивительным ароматом, он трогает человеческое сердце больше, чем самые пышные и яркие цветы.

У многих народов ландыш является одним из самых любимых цветов. Например, в Египте ещё две тысячи лет назад разводили эти цветы в садах. В средние века начали «приручать» этот лесной цветок в Европе.

На встречу с лесным ландышем лучше идти в мае. Пучки острых листьев, похожих на торчащие заячьи уши, зеленеют в тени деревьев. Уютная полянка кажется утыкана множеством зелёных копий. Потом каждое копьё начинает превращаться в узкую воронку. Листья ландыша ловят дождевые капли, собирают в воронку, а затем передают корням.

Между зелёными ушками листьев вырастает тонкий стебелёк с бусинками бутонов. Один за другим они крупнеют, белеют, превращаются в круглые колокольчики.

Всё растение ландыша ядовито, но и целебно. Уже целое столетие он используется медициной как лекарство от многих болезней.

В наших лесах много этих крохотных жителей. Но возле городов с каждым годом хуже живётся ландышам. Их рвут в букеты, часто обрывают при этом корневища, от чего может погибнуть целая колония. То же происходит при неумелой заготовке ландыша как лекарственного сырья. Если так пойдёт, то скоро мы совсем не увидим по весне этих милых цветов. Ландыш взывает о спасении.

Творческое задание

Выскажите своё мнение по поводу существующих экологических проблем, включив в рассуждение комментарий к словам Ралфа Уолдо Эмерсона: «Природа - вечно изменчивое облако; никогда не оставаясь одной и той же, она всегда остаётся сама собой».



ПОДВИГ МИКЛУХО-МАКЛАЯ

Зимой 1872 года все газеты мира облетело известие, что молодой русский учёный, отважный исследователь северо-восточного берега Новой Гвинеи, Николай Николаевич Миклухо-Маклай убит и съеден дикарями. Русское правительство поручило клиперу «Изумруд» выяснить достоверность этого факта.

Девятнадцатого декабря «Изумруд» достиг берега острова. Сцена встречи была самая торжественная. Разукрашенные оружием и головными уборами папуасы сидели на своих местах в пироге, а между ними помещался худой и обросший Маклай. Оказалось, что он цел и невредим, а местные жители уважают и чтут его как своего лучшего друга.

Миклухо-Маклай прожил среди папуасов Новой Гвинеи несколько лет. У него было с собой оружие, но не пришлось его использовать. Из его записок мы видим, что папуасы сначала грозили ему смертью, но через несколько месяцев, убедившись в дружелюбии незнакома, сами стали платить ему дружбой. Миклухо-Маклай лечил аборигенов от лихорадки и ран, учил их пользоваться стальными орудиями, сажать полезные растения. Папуасы так уважали учёного, что достаточно было его веского слова, чтобы остановить вооруженный конфликт.

В то время среди учёных, изучавших происхождение человеческих племён, шли острые споры. Одни утверждали, что все человечество произошло от единого корня и что разный уровень культуры народов зависит от пройденного ими исторического пути. Другие учили, будто народы произошли от разных корней, поэтому их историческая роль отличается: «белые» якобы самой природой предназначены для господства, «цветные» — для подчинения.

Папуасы были людьми каменного века: они не знали железа и стекла, умели поддерживать огонь, но не умели его разводить. Спички казались им чудом. Миклухо-Маклай на их примере изучал раннюю стадию развития человечества. Наука обязана ему ценными сведениями о климате, о животных, о растениях Новой Гвинеи и, главное, о темнокожих её обитателях.

Миклухо-Маклай не только изучал папуасов, он хотел спасти их от порабощения. Его занимало не только прошлое и настоящее народа, но и будущее. Потому он и был великим учёным.

Творческое задание

Расскажите о великом учёном, который, как и Миклухо-Маклай, думал о будущем народа.


Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ

Ф. М. Достоевский любил всматриваться в лица, фигуры, походку, жесты людей. У него был пытливый взгляд художника.

Писатель не пропускал случая познакомиться с интересным человеком. Он часто приглашал к себе голодных и бездомных жителей столицы.

Достоевского интересовали вопросы социальные и политические, психология людей самых разных слоёв общества, вопросы медицины. Интересовала жизнь «униженных и оскорблённых». Недаром так он и назвал один из своих романов. Не видеть живых людей, писать на основе фантазии или только по воспоминаниям он не мог.

Придумывая различные сюжетные варианты, Достоевский углублялся в себя, забывал о еде и сне. Писатель жил в своих образах, а они жили в нём.

Писать Достоевский любил ночью, даже если приходилось куда-нибудь выезжать. Его племянница вспоминала, как в Люблине лакей вдруг отказался прислуживать ему и рассказал хозяевам, что Фёдор Михайлович всё время ночами ходит по комнатам и «замышляет кого-то убить»! Достоевский в это время работал над романом «Преступление и наказание».

Бывали случаи, когда знаменитый писатель уничтожал написанное и начинал всё заново. Так было с романами «Братья Карамазовы», «Бесы». Чрезвычайная требовательность заставляла его менять варианты глав, переписывать сцены и диалоги.

Сам Достоевский не заботился о сохранении ни черновиков, ни первых вариантов произведений. Он берёг как зеницу ока лишь основной вариант рукописи и приносил его в издательство сам.



Творческое задание

Ф.М. Достоевский «любил всматриваться в лица, в фигуры, походку, жесты людей». Попробуйте и вы описать самого себя: лицо, фигуру, походку, жесты, мимику, характерные черты и т. д. Оформите свои наблюдения в виде портретной зарисовки.


УЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ И ПИСАТЬ

Язык человека — это его мировоззрение и его поведение.

И если вы хотите быть интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обратите внимание на свою речь. Говорите правильно, точно и экономно. Не заставляйте окружающих выслушивать свои длинные речи, не будьте самовлюблённым болтуном.

Если вам приходится часто публично выступать, то следите за временем. Это необходимо не только из уважения к окружающим, это важно, чтобы вас поняли. Через пятнадцать минут слушатели только делают вид, что слушают вас, а на двадцатой минуте перестают делать вид и начинают перешёптываться о своих делах.

Чтобы выступление было интересным, материал должен быть интересен и вам. Аудитория это чувствует. Конечно, если тема выступления скучная, из попыток внушить интерес слушателям ничего не выйдет.

Постарайтесь так, чтобы в вашем выступлении была одна главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные. Тогда вас будет легче слушать, в вашем выступлении окажется тема, интрига, слушатели будут догадываться, к чему вы ведёте.

Это «ожидание конца» очень важно, его можно поддерживать чисто внешними приёмами. Например, выступающий два-три раза говорит в разных местах своего выступления: «Я ещё об этом скажу», «Мы ещё к этому вернёмся».

Уметь хорошо писать нужно не только писателю и учёному. Через письмо дайте почувствовать себя, своё расположение духа, свою раскованность в обращении к симпатичному вам человеку.

Но как научиться писать? Надо постоянно обращать внимание на свою речь и речь других, записывая иногда удачные выражения. Чтобы научиться писать, надо писать письма, дневники. Дневники следует вести с юных лет, потом они вам будут просто интересны. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».

Творческое задание

Согласны ли вы с мнением Д. Лихачёва, что «язык человека - это его мировоззрение и его поведение»? Аргументируйте свой ответ, включив в него рассказ о самом ярком впечатлении этого учебного года.


ПОДВИГ ИВАНА ФЁДОРОВА

Время — лучший судия. Спустя века нам особенно отчётливо видны истинные масштабы деяний «друкаря книг». Да он и сам вырастает в гигантскую фигуру и занимает достойное место в ряду других древнерусских деятелей культуры. Иван Фёдоров — мастер на все руки. Он и типограф, и художник, и редактор, и издатель, и учёный, и писатель. Не только его деяния, но и личность Ивана Фёдорова была исключительная. Всё говорит о том, что он был горячий патриот, храбрый и мужественный человек, подвижник печатного слова.

Почему мы называем Ивана Фёдорова первопечатником? Ведь анонимные печатные издания были в Москве уже раньше. «Апостол» и другие книги этого первого издателя выделяются по своему назначению. Они предназначены для индивидуального чтения, для обучения, для справок. Каждому назначению книги Иван Фёдоров ищет соответствующее наиболее удобное и практичное оформление.

Знакомясь с «Апостолом» 1564 года, ясно осознаёшь, что Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец заботились не о доходах, не о выгодности способа размножения книг, а стремились создать эталоны книгопечатания.

В этом убеждает и то, что «Апостол» был снабжён превосходно написанным послесловием. Сам факт этого послесловия свидетельствовал о том, что издатели придавали огромное значение своему детищу именно как образцу для будущих книг. Они продумали всё, чтобы сделать книгу максимально удобной для чтения.

Заботой о читателе пронизана и вся организация текста книги. Первая печатная книга производит впечатление, будто она явилась результатом многовековой типографской практики, замечательной полиграфической культуры и вся пронизана заботой о читателе. До сих пор ученые удивляются тому факту, что в «Апостоле» нет ни одной типографской погрешности, нет и ни одной опечатки. Это ли не лучшее доказательство высокой филологической образованности и культуры первопечатника?

Вся жизнь Ивана Фёдорова была сопряжена с титаническим трудом. Ничто его не останавливало: ни лишения, ни житейские невзгоды, ни технические и творческие трудности. Дело жизни Ивана Фёдорова было подвигом по цели, по своей жертвенности и по достигнутым результатам. Он весь вдохновлён любовью к своему народу. Иван Фёдоров не просто создатель книгопечатания — он великий сеятель славянской культуры, создатель русской и украинской печатной книжности.

Творческое задание

Аргументированно ответьте на вопрос: как вы понимаете выражение «книжная печатная культура» и почему «время - лучший судия»?


ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КНИГИ

Что такое книга? Задумывался ли ты над этим когда-нибудь?! Научное определение понятия «книга» нуждается ещё в уточнении.

В очень далёкие времена, когда люди не умели ни писать, ни читать, свои законы, верования и предания они хранили не на книжных полках, а в памяти. Поколения за поколениями уходили из жизни, а предания оставались. Они передавались от одного человека к другому, от старших поколений к младшим.

До появления письменности человек пользовался и другими способами запоминания и передачи информации. Один из них — узелковое письмо. Им владели древние китайцы, персы, индейцы. Тот, кто хотел выразить свою мысль, привязывал к толстой верёвке шнурок особым способом, в зависимости от содержания информации. Чтобы прочитать такое письмо, нужно было обращать внимание на самые малые детали: толщину шнурка, как завязан узел, какие узлы рядом, соединены они между собой или нет.

На смену узелковому письму, которое было трудно читать, пришло письмо в картинках. Нужно было рассказать об охоте — рисовали диких зверей, человеческие фигурки с копьём.

Позже на каменных плитах в Египте стали появляться надписи — иероглифы. Длинными строчками вырезаны на египетских камнях змеи, совы, ястребы, львы с птичьими головами, цветы лотоса и пальмовые листья.

Со временем возникло более простое письмо — буквенное, а приблизительно в XIII веке до н. э. появился первый алфавит финикийцев.

Путешествуя по странам и народам, буквы с камня переходили на папирус, с папируса на восковую дощечку, с восковой дощечки на пергамент или берёсту, с пергамента на бумагу.

Сначала на бумаге писали только то, что должно было храниться недолго, а книги делались из пергамента. Но со временем дорогой пергамент уступает место дешёвой бумаге. Повсюду возникают школы и университеты. В большом количестве нужны книги. Возникло книгопечатание на Дальнем Востоке в XI веке.

В Европе книгопечатание начало распространяться в середине XV века, когда Иоганн Гутенберг в Германии напечатал Библию, признанную шедевром ранней печати. Иван Фёдоров в 1564 году в Москве совместно с Петром Мстиславцем выпустил первую русскую книгу «Апостол».

Пройдёт время, и стальные великаны будут умножать число книг с невиданной быстротой. Книга изменится внешне, она будет оснащаться разными шрифтами, великолепными иллюстрациями – станет такой, какой мы её знаем сегодня.

Творческое задание

Порассуждайте над проблемой, поставленной автором в тексте: какой будет книга будущего? Какую книгу читали бы с удовольствием вы?


ВЫБОР ЖИЗНЕННОЙ ЦЕЛИ

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку.

Если человек рассчитывает прибрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура ... Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, дарить радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Какие неудачи могут постигнуть людей на этом пути? Если ты врач, то можешь поставить больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка — неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности — огорчение. У кого-то лучшая мебель или лучшая машина — досада!

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно, чтобы добро было внутренней потребностью, шло от умного сердца. Главная жизненная задача не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, народу, стране.

Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать? Отнюдь нет! Это будет показное преувеличение своей доброты, бескорыстия, значительности, своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться.

Поэтому я говорю лишь о главной жизненной задаче, которую не следует подчёркивать в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо, и машину приобретать, но не обязательно «лучше других». Не превращайте второстепенное в первостепенное. Главная цель жизни не должна изнурять.

Творческое задание

Как вы понимаете фразу «жизненно необходимая цель»? Сформулируйте свою главную жизненную задачу. Аргументируйте свой выбор.



ЛЕБЕДЬ-ХРАМ

Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей, за ум, за подвиги святые, за голос звонкий, как ручей

Сергей Васильев

Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой звезде, уплывающей в бесконечность мироздания.

Благородные пропорции белого храма точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж. Святыня возвышается среди волн, как белоснежный лебедь. Текут речные потоки, сменяются поколения, а лебедь-храм плывёт и плывёт среди неоглядных просторов. Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, что пронеслись над его стенами ...

Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат-покров, защитив город от врагов. Празднование Покрова стало на Руси одним из любимых праздников. Кроме того, с незапамятных языческих времён было распространено почитание Девы-Зари, что расстилает по небу свою розовую фату, прогоняя всякое зло.

Очень хорош Покров на Нерли летом, когда выходят косари, замолкают кукушки, а на зелени появляются солнечные подпалины. С высокого холма, где стоит храм, открываются луга, а в воде отражается сказочное видение. Храм плавает в подводной глубине.

Окончилось жаркое лето, и желтизной вспыхивают леса, по которым крадётся осень. Золотистые листья покрывают холм возле Покрова. Печаль родных полей. Столетиями перед храмом умирали цветы и травы, а стройный каменный пояс и порталы сковало вечностью.

Покров на Нерли надо увидеть во время дождя, когда огромная туча останавливается, чтобы полюбоваться храмом. И с неба на землю опускается осенняя радуга, освещая таинственный силуэт храма.

Зима украшает бахромой деревья, кустарники, и храм растворяется в окружающей белизне. Его холодные своды по-прежнему полны жизни и чувства.

Храм построен в честь погибшего в лютой сечи семнадцатилетнего сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава. Его народное предание называет вишенкой, срубленной в цвету. Убитый юноша, возможно, и был похоронен на этом холме или в самом храме. Возвратившись из победоносного похода, Андрей скорбел о сыне и сам выбрал место для этого храма.



Творческое задание

Расскажите легенду или историю, связанную с известным храмом, включив в свой пересказ развёрнутое описание архитектурного сооружения.


ЦАРЬ-КОЛОКОЛ И ЦАРЬ-ПУШКА

Есть несколько олицетворений Москвы, например, бронзовая четвёрка коней и правящий ею Аполлон, Останкинская башня. Но более известны такие столичные долгожители, как Царь-колокол и Царь-пушка. Без их изображения не обходится ни один путеводитель по Москве. Кремлёвские ветераны не только свидетели давних событий. У них богатая родословная.

Царь-пушка водружена на лафет, украшенный львиной головой. Рядом — чугунные ядра неимоверной тяжести. Почему орудие прозвали Царь-пушкой? Есть разные истолкования. В народной речи заметно выделяющееся принято именовать так: царь-рыба, царь-дерево, царь-девица. Неудивительно, что и крупнейшее артиллерийское чудо Древней Руси именовали Царь-пушкой.

На орудии имеется надпись: «Делал пушку пушечной литец Ондрий Чохов». Случилось это событие в 1586 году. Андрей Чохов был знаменитым мастером, вызванным в Москву из Мурома. Крепость и раньше видела богатырские орудия, но никогда ещё на холме не стояла пушка весом около сорока тонн, длиною почти пять с половиной метров, а диаметр дула составлял почти метр.

Долгое время считали, что Царь-пушка — это своего рода декорация, отлитая для устрашения. Подробное изучение показало, что орудие предназначалось для стрельбы, но из него не было сделано ни одного выстрела.

Немногие знают, что у Царь-пушки есть младший брат — пушка «Царь Ахиллес», отлитая также Андреем Чоховым. И поныне стоят на Троицкой площади медные «боги войны». Их ревностно почитали в старину, давая им причудливые наименования.

Царь-колокол не менее знаменит, чем Царь-пушка. Отливал его Иван Моторин, знаменитый московский литейщик. В мире нет колокола, который превосходил бы Царь-колокол по весу.

В 1737 году отлитый колокол-гигант находился в яме, на строительных лесах. Однажды приключился пожар. В этой огненной суматохе была сделана попытка спасти музыкального титана. Воду лили усердно, раскалённый металл треснул, и выпал кусок двухметровой высоты.

И Царь-пушка и Царь-колокол напоминают нам об умельцах, чьи творения вызывают у нас изумление и восторг.



Творческое задание

Опишите впечатление, которое произвело на вас звучание колокола или органа, фортепиано или скрипки, включив в описание краткий пересказ художественного произведения, где упоминается один из этих музыкальных инструментов.



УДИВИТЕЛЬНАЯ ЖЕНЩИНА

Жила в одном маленьком городке медицинская сестра Александра Деревская. Во время войны в городок из прифронтовых местностей эвакуировались детские дома. Некоторые малыши были тяжело больны. Александра поняла, что им нужен материнский уход. Медсестра забирала их к себе домой и выхаживала. Одного за другим усыновляла и удочеряла детишек добрая женщина. Когда старшие вырастали и покидали дом, в семье появлялись новые дети. Муж Александры Емельян Деревский понимал чувства жены и не возражал.

Жила семья очень скромно, но дружно. Отец много работал. Дети во всём помогали матери. Сажали картошку, морковь, огурцы, кормили кур, ухаживали за двумя козами, убирали в доме.

Однажды зимой мать заметила, что запасы муки и картошки подходят к концу. Она решила идти в деревню, чтобы обменять на продукты своё единственное нарядное платье и подарок матери - кольцо. Старшая девочка отговаривала её. Ведь есть ещё крупы, морковь, солёные огурцы. Но Александра хотела, чтобы у детей были масло, картофель, капуста. Она положила в сумку краюху хлеба и луковицу, взяла санки, мешок и отправилась в путь. Мороз стоял лютый, а тут ещё ветер подул. Дорогу совсем замело. Ветер кидал в лицо хлопья снега, пробирал до костей. Женщина совсем выбилась из сил. С трудом добравшись до деревни, она рухнула без сил прямо на улице. Добрые люди выходили Александру.

В семье Деревских воспитывались дети разных национальностей. Это не мешало им крепко дружить и считать друг друга братьями и сёстрами. Но однажды в семье появился немецкий мальчик. Звали его Ральф. Его родители погибли. Дети сторонились мальчика, называли фашистом. Однажды мать нашла его в кладовке. Он забился в угол и горько плакал. Александра собрала в большой комнате всех детей. Никогда ещё они не видели свою мать такой разгневанной. Она говорила резко и строго: «Запомните: только расисты делят национальности на хорошие и плохие. Ральф - немец, но он не фашист. Он не виноват, что немецкие фашисты напали на нашу страну. И знайте: кто обидит Ральфа, тот мне не сын, та мне не дочь».

Прошло много лет. Александры и Емельяна Деревских уже нет в живых. Все их дети выросли, разъехались по разным городам, но в день рождения матери обязательно собирались в городе, который стал для них родным. Сейчас здесь есть интернат имени Александры Деревской.



Творческое заданае

Каких людей, по вашему мнению, можно считать добрыми людьми? Встречались ли на вашем жизненном пути такие люди? Дополните изложение кратким рассказом о них.


ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ

Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, дружбу, односельчан, жителей одного города или даже страны.

Проследите жизнь человека. После его рождения первая забота о нём — матери, затем – отца.

Чувство заботы появляется очень рано, особенно у девочек. Еще толком не умеют говорить, но уже пытаются заботиться о кукле. Мальчики любят собирать грибы, ловить рыбу. И ведь делают это не только для себя. Несут домой, заготавливают на зиму.

Постепенно дети становятся объектами всё более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую — не только о семье, но и о школе, о своём селе, городе и стране.

Взрослые ухаживают за престарелыми родителями, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках постепенно сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом.

Если все внимание направлено только на себя, то вырастает эгоист. Забота объединяет людей, укрепляет память о прошлом и направлена целиком на будущее. Эта конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив.

В человеческом сострадании есть сознание своего единства с окружающим миром. Именно это чувство заставляет нас бороться за сохранение памятников культуры, за природу, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, Вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.

Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества». Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя — просто. Накормить ребёнка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным — всё это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя.

Добро не может быть глупо, потому что не преследует цели выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть цели. Эта моральная категория не требует оценки. Добро хорошо само по себе.



Творческое задание

Согласны ли вы с точкой зрения автора: «Исправить человечество нельзя, исправить себя — просто»? Аргументируйте свой ответ. Расскажите о добром поступке.



ОТ ПАПИРУСА ДО СОВРЕМЕННОЙ КНИГИ

Долог и тернист был путь к современной книге. У разных народов были и разные способы письма и материалы. На каменной плите слова высекали, на страницы из шёлка — наносили кисточкой, на пальмовых листьях — выцарапывали. До наших времён дошли «книги» на глиняных дощечках, папирусе, пергаменте, берёсте. Но ни один материал не получил такого признания, как бумага.

В разных странах стали создаваться целые мастерские по изданию книг. Работа эта считалась очень важной и почётной. Первыми создателями рукописных книг были монахи.

Букву за буквой выводил писец. Художник заполнял страницы рисунками. Причудливым шрифтом писали заглавие. Затем книгу «одевали» в переплёт, украшенный серебром и драгоценными камнями. Крышки переплёта замыкались застёжками. Книги были подлинным произведением искусства, потому что очень медленно делался всего один экземпляр книги.

Спрос на книги возрастал, и мастерские уже не могли его удовлетворить. Поэтому люди стремились упростить процесс изготовления книг. Текст вырезали на досках, а потом с них получали оттиски. Но вырезать буквы на доске — дело кропотливое, да и печатать с неё можно только одну книгу. Вот если бы можно было придумать подвижные буквы!

Книгопечатание изобрёл немец Иоганн Гутенберг. Он стал отливать буквы из металла, изобрёл механизированный печатный станок, что очень ускорило процесс рождения книг.

Первая типография была создана в середине XV века, а уже к концу века во многих городах Европы появились типографские мастерские.

Более четырёхсот лет назад в России замечательные русские мастера Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец отпечатали первую книгу. Металлические строки Федоров укладывал в страницу и заключал в специальную рамку, а помощник Пётр Мстиславец вставил рамку с набором в печатный станок. Смазав чёрной краской шрифт, он наложил на него лист чистой бумаги и плотно прижал его прессом. Иван Фёдоров бережно снял бумагу и стал внимательно разглядывать первый отпечатанный лист книги. Это была церковная книга «Апостол». За свою жизнь Иван Фёдоров выпустил несколько книг. Среди них краткая грамматика с русской азбукой, первый русский учебник.

Столетия прошли со времени изобретения книгопечатания. Создана целая отрасль индустрии — полиграфическая промышленность. За несколько часов печатаются многомиллионные тиражи газет. Потоком выходят из типографии книги — в библиотеки, в книжные магазины, к читателю.

Творческое задание

Расскажите о книге, которую вы читали бы с удовольствием. О чём и о ком она должна быть?


ВИДЫ ПАМЯТИ

Памятью называют технический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Благодаря памяти мысли, чувства, стремления, действия не исчезают бесследно.

С капризами памяти мы не раз сталкиваемся в жизни. Она может хранить в течение многих лет какой-то пустяк, увиденный в детстве. Но может и коварно подвести: вдруг на уроке забываются формулы или даты.

У каждого человека память работает по-своему. Одному ученику достаточно внимательно прослушать урок, чтобы запомнить материал, а другому — обязательно прочитать. Третий необыкновенно быстро заучивает стихотворение, а над выводом физической формулы бьётся долго.

В современной психологии принято деление памяти по характеру. Их три вида: образная, эмоциональная и логическая.

Образная память помнит запах моря и дыма, вкус хлеба и конфет.

Связана с образной памятью и эмоциональная. Переживая что-то, мы невольно создаём нужный образ. По-разному пересказывают люди содержание кинокартин или объяснения экскурсоводов. Кто-то перечислит последовательный ход событий, кто-то нарисует образы людей, дороги, кто-то расскажет только о том, что поразило его больше всего.

И третий вид — логическая память. Это память на мысли, слова. Однажды студенты стали расспрашивать знаменитого физика, что помнит он о конгрессе, который проходил тридцать лет назад. Академик рассказал о том, кто присутствовал на встрече, привёл аргументы спора, записал на доске формулы, но не мог вспомнить, где шёл спор, кто и как был одет, присутствовали ли члены семей учёных.

Все три вида памяти характерны каждому человеку, но какая-то память преобладает над другими. Поэтому люди по-разному запоминают и помнят. Особенно это связано с возрастом. У детей больше развита образная и эмоциональная память, у взрослых – образная и логическая.

Развитие типов памяти — результат обучения. Одни дети быстро привыкают к работе молча. У них большей нагрузке подвергается зрительная память. Ученики, привыкшие готовить уроки группой, чаще пользуются слуховой памятью.

Год от года навыки закрепляются. И в ходе учения постепенно каждый привыкает пользоваться одним и тем же типом памяти. А остальные типы памяти он «забывает». Этот резерв необходимо включить в работу, потому что в развитии памяти важна всесторонность.

Творческое заданае

Проведите самоанализ и расскажите, какие виды памяти преобладают у вас. Почему вы сделали такой вывод? Аргументируйте.


ФУНКЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Н.В. Гоголь когда-то сказал: «Сам необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно ... »

Прежде всего богатство языка заключено в количестве слов. В самом известном однотомном словаре С.И. Ожегова около пятидесяти тысяч слов. В академическом «Словаре современного русского литературного языка» истолковано более ста двадцати тысяч слов, но его составители пишут в предисловии, что в этом словаре можно найти в основном только слова общеупотребительные и нормативные. С 2004 года издательство «Наука» приступило к изданию «Большого академического словаря русского языка» в 30-ти томах. Издание ещё не окончено.

Богатство русского языка заключается и во множестве различных выражений, словесных оборотов, синтаксических конструкций и форм слов. Мы можем выбирать из них именно те слова, выражения, конструкции, которые лучше подходят в каждом отдельном случае.

У языка два назначения: служить общению людей и быть средством мысли. Он объединяет людей, дарит им возможность взаимопонимания. Человеку необходимо общение с другими людьми. Представьте, что люди лишились языка. Они немедленно опустились бы на уровень животных. Человеческое общество прекратило бы существовать.

Язык служит и для мышления. Знаки языка позволяют соединять значения, строить из них рассуждения. Это общение с самим собой, внутренний диалог, спор с собой, согласие.

Конечно, мысль рождается в голове отдельного человека. Но родившись, она требует жизни, ей нужно существование. Её надо высказывать, уточнять, совершенствовать, доказывать. Без этой естественной жизни мысль не существует.

Есть у языка и экспрессивная функция. Говорящий выражает не только словами, но и интонацией, тембром, темпом речи своё отношение к тому, что сообщается. Радость при встрече, приветливость, дружеское участие или, наоборот, недоброжелательность, раздражение, вражда — это огромное множество оттенков выражается во всех языках.

Есть поэтическая функция языка: создаются произведения, где язык становится художественной ценностью.

Назначения языка многочисленны, но в основе их всё-таки лежат две основные функции: быть средством общения и средством мысли.



Творческое задание

Вспомните о двух функциях языка, которые М. Панов считал основными (язык — средство общения и средство мысли) и напишите поэтическую или прозаическую оду русскому языку или слову.


МНОГОЛИКИЙ КУПРИН

Он был «един и многолик». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным — художником слова, своеобразным и неповторимым. «Многолик» потому, что были и ещё Куприны. Один — землемер, другой — грузчик, третий — рыбак, а ещё — учётчик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице — писателе Куприне.

Почему так часто менял он профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?

Ответ прост: он был очень любопытным и любознательным человеком. Его любопытство вызывал и новый вид труда, и новые люди, занятые в нём. Ведь профессия оставляет на человеке свой отпечаток, придаёт ему своеобразие.

Когда Александр Иванович решил поступить в рыболовецкую артель, ему устроили экзамен: испытали силу, ловкость. И только потом приняли равноправным членом. О том, что он писатель, никто не догадывался. Тяжёлый физический труд давал Куприну разрядку. Писатель страдал, если ему приходилось быть в четырёх стенах кабинета. Так, в 1908 году суд приговорил его «за опорочение представителя правительственной власти» Чухнина к десятидневному домашнему аресту или денежному штрафу. Куприн согласился на арест. Три дня протомился и затосковал. На пятый стал упрашивать, чтобы оставшиеся дни заменили денежным штрафом!

Любопытно, что Куприна меньше тянуло к людям интеллигентного и канцелярского труда. Непосредственное участие в труде, а не наблюдение со стороны становилось для Куприна уже фактом творчества, той необходимой почвой, которая питала его знания, фантазию.

Бурный темперамент не давал писателю подолгу заниматься литературным трудом. Даже во время творческого подъёма писатель мог бросить рукопись ради случайно встретившегося «интересного человека». Он трудился как мастер-ювелир, отчеканивая фразы. Меткое слово, афоризм, художественная деталь — всё записывал Куприн в записную книжку.

Год проходит за годом. Писатель всё дальше и дальше уходит от нас в историю. Не стареют лишь его книги.



Творческое задание

Порассуждайте над вопросами: Какие книги не стареют? О ком и о чём они? Расскажите об одной из таких книг.



«БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА»

Художнику, задумавшему историческую картину, нужно хорошо знать эпоху, в которую происходило событие. Когда Суриков приступил к работе над «Боярыней Морозовой», он прочитал много книг на эту тему, изучал памятники старины в музеях, ходил по Москве и жадно всматривался в Кремль. Он говорил: «Я на памятники, как на живых людей, смотрел, расспрашивал их».

В создании картины очень много помогли художнику воспоминания детства. Суриков родился в Сибири, в городе Красноярске. Он был потомком сибирских казаков, пришедших сюда с Дона под предводительством Ермака. В детстве мальчик слышал много старинных преданий и рассказов. Тогда же он впервые услышал и историю боярыни Морозовой.

В то время в Сибири ещё сохранились черты русского быта XVI и XVII веков: старинные обычаи, песни, одежда. И эти черты художник воплотил в своей картине. А сколько Суриков работал над образом каждого героя своей картины!

Художник посещал молитвенные дома старообрядцев в селе Преображенском под Москвой. Дольше всего искал Суриков образ самой боярыни.

Однажды у старообрядцев он увидел женщину, приехавшую с Урала. Её лицо поразило его - это было то, что он искал. Суриков написал этюд с неё за два часа. По первому этюду художник создал потом другой, окончательный вариант, который хранится в Третьяковской галерее. Он называется «Голова боярыни Морозовой». Суровое лицо боярыни будто освещено внутренним огнём.

Без конца писал Суриков этюды зимы. «Всё с натуры писал: и сани, и дровни. Как снег глубокий выпадет, попросишь во дворе на розвальнях проехать, чтобы снег развалило, а потом начнёшь колею писать».

Большое значение в работе художника имеют накопленный опыт, различные воспоминания. И чем больше впечатлений и наблюдений откладывается в душе и памяти мастера, тем ярче и глубже его искусство. Суриков в «Боярыне Морозовой» долго искал сочетания чёрного цвета платья Морозовой и белого снега. В поисках этого цветового решения он вспомнил, как сильно поразил его контраст - чёрная ворона на ослепительно белом снегу.

Перспектива и композиция позволили художнику уместить на полотне всё, что он хотел изобразить, а светотень и колорит помогли передать бесконечно разнообразный и живой мир.

Творческое задание

Если бы вы были художником, задумавшим историческую картину, то о чём и о ком бы она была? Аргументируйте свой выбор.



ЧАЙКОВСКИЙ И ПРИРОДА

Чайковский проснулся рано и несколько минут не двигался, прислушиваясь к перезвону лесных жаворонков. Даже не глядя в окно, он знал, что в лесу лежат росистые тени.

На соседней сосне куковала кукушка. Он встал, подошёл к окну.

Дом стоял на пригорке. Леса уходили вниз, где лежало среди зарослей озеро. Там у композитора было любимое место — оно называлось Рудым Яром.

Сама дорога к Яру всегда вызывала волнение. Иногда зимой в гостинице Рима он просыпался среди ночи и начинал вспоминать этот путь. Это место казалось ему наилучшим выражением русской природы. Когда вернется, давно живущая внутри любимая тема о лирической силе этой лесной стороны перельётся через край и хлынет потоками звуков.

Так и случилось. Он долго простоял на обрыве Рудого Яра. С зарослей липы капала роса.

Но больше всего в этот день Чайковского поразил свет. Он вглядывался в него, видел всё новые пласты, падавшие на знакомые леса. Как только он раньше не замечал этого? С неба свет лился прямыми потоками, и под этим светом особенно выпуклыми и кудрявыми казались вершины леса.

На опушку падали косые лучи, и ближайшие стволы сосен были мягкого золотистого оттенка. И с необыкновенной в то утро зоркостью он заметил, что сосновые стволы тоже отбрасывают свет на подлесок и на траву.

Знакомый край был весь обласкан светом, просвечен им до последней травинки. Разнообразие и сила освещения вызвали у Чайковского то состояние, когда кажется, что случится чудо. Он испытывал это состояние и раньше. Его нельзя было терять. Надо было тотчас возвращаться домой, садиться за рояль. Чайковский быстро пошёл к дому.

Дома он приказал слуге никого к себе не пускать. Он играл. Он добивался ясности мелодии. Такой, чтобы она была понятна и Фене, и даже старому Василию, ворчливому леснику из соседней усадьбы.

Он играл, не зная, что Феня принесла ему земляники, сидит на крыльце, крепко сжимает загорелыми пальцами концы белого платка. А потом приплёлся Василий, сел рядом с Феней.


  • Играет? — спросил Василий. — Прекратить, говоришь, нельзя?

  • Никак! — ответил слуга и усмехнулся на необразованность лесника. — Он музыку сочиняет. Это, Василий Ефимович, святое дело.

Творческое задание

Почему, по вашему мнению, слуга П.И. Чайковского назвал процесс сочинения музыки «святым делом»? Расскажите о том, какое влияние оказывает музыка на вас.


ПАВЕЛ МИХАЙЛОВИЧ ТРЕТЬЯКОВ

Многим теперь покажется странным услышать, что ещё каких-нибудь сто двадцать лет назад в России не было доступного народу музея, если не считать Эрмитажа да ещё музея при Академии художеств. Вельможные меценаты любили искусство, как скупой рыцарь своё золото. Они лелеяли его, но держали под семью замками. Творения русских живописцев были заперты в залах княжеских дворцов и помещичьих усадеб.

Имя Павла Михайловича Третьякова навсегда останется среди имён тех людей, кто бескорыстной любовью и преданностью своей двигал вместе с художниками русскую живопись вперёд. Его горячая вера в будущность народного искусства, его постоянная поддержка укрепляли художников в сознании необходимости их общего дела.

Третьяков не был покровителем искусств того толка, какими были в своё время многие родовитые вельможи в России. Он не красовался, не тешил собственное тщеславие, не выбирал себе любимцев среди художников. Он был рассудителен, расчётлив и не скрывал этого. П. М. Третьяков писал, что желает приобретать как можно дешевле, потому что является купцом, хотя часто имеет антикупеческие достоинства.

Именно эти «антикупеческие достоинства» — просвещённость, гуманизм, понимание общенародной роли искусства — и позволили Третьякову выбирать для своей галереи всё самое лучшее, самое правдивое и талантливое, что давала тогда русская живопись.

С первой же выставки передвижников он приобрёл около десятка картин. Среди них «Грачи прилетели» Саврасова, «Сосновый бор» Шишкина и «Майская ночь» Крамского. С тех пор он стал постоянным членом товарищества.

Третьяков известен был своим удивительным чутьём. Тихий, молчаливый, сдержанный, он появлялся в мастерских, где ещё только заканчивались будущие шедевры живописи.

Бескорыстие его было удивительным. Приобретя у Верещагина огромную коллекцию его картин и этюдов, он тут же предложил её в качестве дара Московскому художественному училищу. Свою галерею он с самого начала задумал как музей национального искусства и ещё при жизни своей передал в дар городу Москве. И лишь спустя шесть лет открылся первый государственный русский музей в столичном Петербурге, уступавший «Третьяковке», ставшей уже к тому времени местом паломничества многих тысяч людей, приезжавших в Москву со всех концов России.



Творческое задание

Расскажите о том, какому виду искусства отдаёте предпочтение вы сами и почему.

Поділіться з Вашими друзьями:



База даних захищена авторським правом ©biog.in.ua 2017
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка