Несвоевременная



Сторінка1/9
Дата конвертації17.04.2017
Розмір0.56 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



АПАРАТ ВЕРХОВНОЇ РАДИ УКРАЇНИ

ІНФОРМАЦІЙНЕ УПРАВЛІННЯ

ВІДДІЛ ІНФОРМАЦІЙНО-БІБЛІОТЕЧНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ


№ 21

25 березня 2015 року

Огляд регіональної преси

ОБГОВОРЕННЯ ЗАКОНОДАВСТВА 2

"НЕСВОЕВРЕМЕННАЯ" РЕФОРМА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 2

Елена Зеленина, "Время", 24.03.2015, Харьковская обл. 2

ПРОЕКТ НОВОГО "ЗАКОНА ПРО ПРОФЕСІЙНУ ОСВІТУ": 12-ЛЕТНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И АТТЕСТАТ ТОЛЬКО ПОСЛЕ УСПЕШНОЙ СДАЧИ ВНО 5

Виктория Ивашкевич, "Объектив", 24.03.2015, Харьковская обл. 5

ДО ОБ'ЄДНАННЯ ГРОМАДИ СПОНУКАТИМУТЬ І БАТОГОМ, І ПРЯНИКОМ 6

Валентина Блінова, "Волинь", 21.03.2015 6

ЕКОНОМІЧНЕ ТА СУСПІЛЬНО-ПОЛІТИЧНЕ ЖИТТЯ РЕГІОНІВ 9

ИГОРЬ ПАЛИЦА - О ТАРИФАХ И ЦЕНАХ, ДОРОГАХ И СИТУАЦИИ НА НПЗ 9

Дора Дукова, "Вечерняя Одесса", 24.03.2015 9

НА ЗАКАРПАТТІ НАСЕЛЕННЯ ВСЕ БІЛЬШЕ ЗВЕРТАЄТЬСЯ ПО СУБСИДІЇ 10

"Karpatnews", 24.03.2015, Закарпатська обл. 10

ПЛАНУВАННЯ ПЕРСПЕКТИВИ 10

Стах Мірчук, "Західний кур'єр", 24.03.2015, Івано-Франківська обл. 10

СТУДЕНТСЬКА РАДА БУКОВИНИ ЗАЦІКАВЛЕНА У ВЗАЄМОДІЇ З ПОДАТКІВЦЯМИ 13

"Час", 24.03.2015, Чернівецька обл. 13

ЦІНА ПОСІВНОЇ - ШІСТЬ МІЛЬЯРДІВ ГРИВЕНЬ 14

Віктор Кікоть, "Зоря Полтавщини", 24.03.2015 14

ЗАПОРІЗЬКА ТОРГОВО-ПРОМИСЛОВА ПАЛАТА: 75 РОКІВ ПІДТРИМКИ БІЗНЕСУ 14

Пилип Юрик, "Запорізька правда", 21.03.2015 14

МЭР СУМ ОТЧИТАЛСЯ ПЕРЕД ГРОМАДОЙ 15

Е. Адаменко, Е.Кудлай, "Данкор онлайн", 21.03.2015, Сумская обл. 15

ЗАГУБЛЕНІ НА ПРИКОРДОННІ 17

Олег Батурін, "Новий день", 20.03.2015, Херсонська обл. 17

ТОЧКИ ЗОРУ 20

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УКРУПНЕНИЕМ - КОМУ ВЫГОДНО? 20

Андрей Трубачев, "Украина-центр", 24.03.2015, Кировоградская обл. 20

ДМИТРО КОСТЄННІКОВ: ГОЛОВНЕ ЗАВДАННЯ НАШОЇ СЛУЖБИ - ВПРОВАДИТИ ЄВРОПЕЙСЬКІ СТАНДАРТИ У СПІЛКУВАННЯ МІЖ ГРОМАДЯНАМИ І ДЕРЖАВОЮ 22

Олександр Гвоздик, "Xpress", 20.03.2015, Сумська обл. 22

ВЛАСТЬ НАД ПУНКТИРНОЙ ЛИНИЕЙ 24

"Комментарии:Донбасс", 20.03.2015, Луганская обл. 24

ОБГОВОРЕННЯ ЗАКОНОДАВСТВА




"НЕСВОЕВРЕМЕННАЯ" РЕФОРМА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Елена Зеленина, "Время", 24.03.2015, Харьковская обл.

В правительстве ожидают, что указанные реформы сэкономят минимум 300 млн. грн.

Общество бурлит, а социальные сети, прямо-таки, негодуют: реформа системы образования в Украине, согласованная с МВФ, предусматривает сокращение количества учебных заведений.

Соответствующие положения прописаны в меморандуме Украины с МВФ, который накануне одобрил выделение Украине 17,5 млрд. долларов кредита с целью спасения экономики страны.

В документе уточняется, что количество высших учебных заведений в Украине должно быть сокращено с 802 до 317.

В правительстве ожидают, что указанные реформы сэкономят минимум 300 млн. грн. Впрочем, в масштабах большой страны экономия, исчисляемая в обесценившейся гривне, представляется не очень-то и внушительной.

Куда податься подростку из района?

На самом деле из высшей школы автоматически перемещаются в категорию "техническое образование" так называемые образовательные учреждения 1-2 уровня аккредитации, которые выпускали младших специалистов и бакалавров. Их просто перестанут называть вузами

Это целая система проф­техучилищ, техникумов и колледжей. Большинство из них создавались еще в советское время, были привязаны к конкретным предприятиям, которых уже нет, да и рабочих специалистов многие из них уже не готовят.

По словам министра образования и науки Сергея Квита, необходимо преобразовать их в соответствии с современными запросами на конкретные специальности. При этом глава Мин­образования подчеркнул, что Украина использует опыт Голландии, где созданы многопрофильные центры подготовки кадров, объединяющие порядка 10 тыс. учащихся.

Если раньше в каждом райцентре были техникум и несколько ПТУ, то теперь, откровенно говоря, трудно себе представить там учебно-курсовой комбинат с таким количеством учащихся и главное - где брать средства на содержание его материальной базы и общежитий? Это в Голландии молодые люди могут себе позволить снимать квартиры в городах, а в Украине, учитывая, что рабочим профессиям стремятся выучиться дети из малообеспеченных семей, куда податься на учебу парню или девушке из сельской местности? И где в таком случае готовить специалистов для потребностей того или иного района? Хорошо, хоть, по словам министра, в проекте закона предусмотрено право на областном уровне определять будущее профтехучилищ. Надо полагать, и вся тяжесть их финансирования ляжет на плечи местных бюджетов. Похоже, здесь реформа требует подробных разъяснений.

В новой системе техникумам и колледжам придется находить свое место. К слову, многие наши техникумы и колледжи не только не уступают вузам, а превосходят их по уровню практической подготовки специалистов.

Если взять опыт европейских стран, где колледжи готовят бакалавров при университетах, то новый закон о высшем образовании, и стратегия развития высшего образования не запрещают это делать и в Украине, чтобы каждый человек мог выбирать свою траекторию образования.

Освободить профессора…

Преподавателей и студентов из вузов, не прошедших лицензирование, в министерстве обещают не бросать на произвол судьбы.

Как это будет выглядеть на деле, сказать трудно. Законом теперь определено, что при условии зарплаты ниже прожиточного минимума, вуз должен доплачивать преподавателю. И понятно, что рассредоточить освободившихся педагогов по другим вузам, предоставив всем, скажем, по 0,25% ставки, уже не получится. С одной стороны - хорошо, что не будет унизительных долей ставок. А с другой - если высвобождаемые кадры встанут на учет в центре занятости, то какова окажется дополнительная нагрузка на бюджет?

В результате возникает искушение решить новые проблемы старыми методами. Например, норма закона о высшем образовании устанавливает доплаты за ученую степень и звание. Доктору наук такая надбавка ранее составляла 25%, а теперь - 20%. И нет разъяснения, к кому применяется эта норма. То ли только к тем, кто вновь защищается, то ли только к тем, кому переназначается. Но вузы действуют по старинке, вызывают доктора наук и говорят ему: напиши добровольный отказ от 5% своей "докторской" надбавки. Люди, которые много и активно творчески работают, воспринимают снятие надбавки как наказание. За что?

Разрешается устанавливать больший размер доплаты педагогам высшей школы из средств, которые вуз заработал. Субъективный подход здесь неуместен. А объективных критериев нет.

Программы и компетентности

Благодаря реформе, у вузов появляется больше возможностей. Скажем, свободное формирование программ обучения. Но не все вузы готовы к этому. Очень субъективным может быть "перетягивание" дисциплин между кафедрами. При этом забывают, что в образовательных стандартах не дисциплины будут перечислены, а компетентности, то есть то, что должен уметь экономист, лингвист, инженер, биолог. А на лекциях вы им хоть сказки рассказывайте, но компетенции обеспечьте.

Скажем, национальная рамка квалификации предусматривает у бакалавра формирование компетентности принимать решение в условиях неопределенной ситуации, то есть он должен владеть аппаратом теории вероятностей, сопоставления, а это - рискология.

Эта дисциплина раньше стояла в программе по выбору. Однако, учитывая непредсказуемость современного мира, рискология сегодня выходит чуть ли не на первое место. И если мы посмотрим на темы дискуссий Всемирного экономического форума, мы увидим, что там идет активный анализ рисков, глобальных, отраслевых, государственных и других.

К тому же надо иметь время, чтобы заниматься формированием новых программ. А у нас кто учебные планы формирует? Правильно, зачастую это делает лаборант на кафедре!

От сессии до сессии

Больше свободы получат студенты. Им поэтапно будет предоставляться право выбора учебных дисциплин, как в западных университетах. Эксперты считают, что таким нововведениям также должна сопутствовать большая подготовительная работа.

Потому что украинский студент воспользоваться таким правом не может в силу ряда объективных причин.

И по возрасту (студент европейского университета, как правило, старше), и по качеству среднего образования, которое на Западе лучше готовит абитуриента к ответственному выбору.

Еще одно расширение права выбора: предоставляется право с любым бакалаврским дипломом поступать в любую профильную магистратуру. Но не приведет ли это к профанации магистерского диплома? Легко ли будет студенту, который изучал четыре года теоретическую физику, учиться в магистратуре на лингвиста или юриста? Во всем мире для таких случаев предусмотрены балансировочные курсы. А у нас - вступительные экзамены, фактически - еще одна лазейка для коррупции.

Балансировочные курсы могли бы дать такому студенту систему знаний, чтобы он мог освоить новую для себя двухгодичную профессиональную программу. Кроме того, возможно, человек подумает, нужно ли ему так резко менять профессию? Может, лучше пойти в магистратуру на профильную специальность.



Оценки, мнения, суждения

Анна Коломиец, доктор экономических наук, профессор Харьков­ского национального университета имени В. Н. Каразина:

- Масштабные изменения в образовании неизбежны в ближайшие годы. Трансформация образования - шанс для роста бизнеса и экономики, инструмент влияния на глобальном рынке. Индустриализация образования уходит на второй план, ей на смену идет индивидуализация. И разговоры о том, что реформа несвоевременна, несерьезны. На мой взгляд, она даже немножко запаздывает. Давление конкуренции на университеты сейчас сильнее, чем когда бы то ни было, не только потому, что соперничество стало глобальным, но и потому, что новые виртуальные игроки на рынке образования, такие как организатор курсов MOOCs компания Coursera, сайт General Assembly и консалтинговые агентства представляют альтернативу тем или иным функциям традиционного университета. И действуют достаточно агрессивно и напористо.

С одной стороны, это хорошо, а с другой - министерству, наверное, следует уделить внимание поддержке отечественного производителя образовательных услуг, чтобы ответить на требования рынка и использовать новые возможности. Ведь если традиционные вузы не будут меняться, они не выдержат конкуренции с новыми образовательными инициативами.

Ирина Поминова, преподаватель Харьковского государственного университета питания и торговли:

- При реформировании образовательных специальностей взяли за основу данные Института статистики ЮНЕСКО, который разработал для себя удобную систему учета и определения уровней подготовки. Многие страны ее приняли. У нас понимают это буквально, предлагается сформировать 25 сквозных отраслей знаний и 9 укрупненных групп. При этом сегодня у нас 150 направлений и 500 специальностей. Их можно ужать, но не настолько же.

Конечно, надо входить в международную систему учета образовательных специальностей. Мы тоже пытаемся к этому адаптироваться, это путь к признанию наших дипломов. Но это не значит, что нужно загонять нашу систему в некое прокрустово ложе, этого в мире никто не делает. Это не должно закрывать для нас возможность появления новых или междисциплинарных специальностей.

Екатерина Астахова, проректор Харьковского гуманитарного университета "Народная украинская академия":

- Не везде в Украине такой подход к частному образованию, как у нас в Харькове: образование должно быть качественным либо его нет вообще. И единственное отличие между государственным и приватным вузом, которое надо ликвидировать, это различное правовое поле. Для всех должны быть одинаковые правила игры. Сегодня есть много моментов, которые нас ставят в ситуацию более сложную. К нам иные подходы в применении закона о науке и научно-технической деятельности, о налогообложении, о земельных отношениях. Для нас важно, что и как дают реформы высшему образованию вообще. Для нас позитив - разгрузка преподавателя. Как мы это выдержим финансово, это другой вопрос. Но этим правом мы будем пользоваться. Можно ли сократить количество дисциплин? Попробуем, потому что не всегда то, что относилось к категории базовых дисциплин, с нашей точки зрения, было рыночным. Реформа нас не пугает. Если авторитет и имидж есть, если мы - конкурентоспособны, то никто этого не отменит.



Ирина Дидорчук, старший преподаватель Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина:

- Первыми на реформу образования в 2014 году откликнулись участники аутсорсинга. Более 14 инициатив исходило из сферы IT-технологий. Этот сектор и подобные ему имеют состоявшиеся требования к тому, каким должен быть образовательный потенциал. Вот некоторые сетуют на то, что техникумы утратят свои позиции, а сектор информационных технологий, наоборот, утверждает, что им нужны такие заведения, которые будут готовить технических специалистов, и они готовы их финансировать. Я думаю, что если бы такие участники активно включались в реформаторские процессы, то это и были бы ключевые точки начала реформы.

Можно сколько угодно сетовать на то, что менеджмент инертен, но, возможно, он просто не видит тех возможностей, которые предоставляет реформа. И, может быть, конкуренция в условиях децентрализации среди вузов должна развернуться не столько за абитуриентов, сколько за работодателей, готовых активно сотрудничать с вузами, формировать специалистов для себя.

http://timeua.info/240315/89630.html



Поділіться з Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



База даних захищена авторським правом ©biog.in.ua 2017
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка