Організація роботи з національно-патріотичного виховання на уроках природничого циклу



Дата конвертації09.03.2018
Розмір445 b.
ТипКонцепція


Організація роботи з національно-патріотичного виховання на уроках природничого циклу


Національно-патріотичне виховання, яке є визначальним у формуванні духовних цінностей молоді, сьогодні актуальне як ніколи, ураховуючи нові суспільно-політичні реалії в Україні. Адже саме духовність і високий рівень свідомості є основою майбутнього політичного, економічного та культурного розвитку нашої держави. І покликання освітніх закладів полягає у тому, щоб крім міцних знань забезпечити у молодих людей формування духовно багатого та національно свідомого світогляду. Найважливішим пріоритетом національно-патріотичного виховання є формування ціннісного ставлення особистості до українського народу, Батьківщини, держави, нації, до кожної людини.



Національне виховання це виховання дітей на культурно-історичному досвіді свого народу, його звичаях, традиціях та багатовіковій мудрості, духовності.



Патріоти́зм (грец, πατριώτης — співвітчизник, patrís — батьківщина, Вітчизна) — це любов та відданість Батьківщині, прагнення своїми діями служити її інтересам. Слово прийшло з грецької πατρίς, що означає земля батька, предка. Патріотизм передбачає гордість за матеріальні і духовні досягнення свого народу, своєї Батьківщини, бажання збереження її характерних особливостей, її культурного надбання та захист інтересів своєї громади, народу в цілому. Патріотичне виховання повинно сприяти єднанню українського народу, зміцненню соціально-економічних, духовних, культурних основ розвитку українського суспільства і держави.



Протягом останніх десятиліть було розроблено низку концепцій з патріотичного виховання молоді: Концепція національної системи виховання (1996); Концепція національно-патріотичного виховання (2009); Концепція громадянської освіти та виховання в Україні (2012); Концепція Загальнодержавної цільової програми патріотичного виховання громадян на 2013-2017 рр.; Концепція національно-патріотичного виховання дітей і молоді (2015) – була затверджена наказом МОН № 641 від 16 червня 2015.



Методичні рекомендації з організації патріотичного виховання учнів: На уроках математики національно-патріотичне виховання відбувається опосередковано, через умову математичної задачі відповідно до вікових особливостей учнів.



Учебник математики для 5 класса Н.А.Тарасенковой содержит очень много задач, дополнительного материала направленного на воспитание патриотизма у детей. Так из текстовых задач учащиеся узнают, что самое глубокое озеро Украины – Свитязь, Днепр – третья по длине река Европы, самое большое природное озеро в Украине – Ялпуг, Говерла – наивысшая вершина Украинских Карпат и самая высокая точка Украины, Синевир – национальный парк в Украинских Карпатах… Много задач на расстояния между городами Украины. В этих задачах предлагается записать цифрами числа, встречающиеся в тексте, найти глубину, длину, ширину, высоту, расстояние, средние величины, площади, процент от числа, дробь от числа, округлить величины… Из раздела «Узнайте больше» ученики узнают, что пирамиды-усыпальницы есть и в Украине, на Полтавщине.



Примеры задач: 1) Горы Апецка, Боревка и Говерла находятся в Украинских Карпатах. Гора Апецка имеет высоту 1512 м, гора Боревка – 1695 м, а гора Говерла - 2061 м. На сколько гора Говерла выше, чем горы Апецка и Боревка? 2) Свитязь – самое глубокое озеро Украины. Его средняя глубина равна 7,2 м, что составляет 360% средней глубины озера Кагул. Найдите среднюю глубину озера Кагул. 3) Длины рек Украины: Днепр – 2,285 тыс.км, Днестр – 1,362 тыс.км, Южный Буг – 0,857 тыс.км. Десна – 1,126 тыс.км. Округлите эти числа до :1) десятых; 2) сотых.



Задачи учебника содержат сведения о количестве жителей Украины, столицы Украины, городских и сельских жителей, их процентном соотношении. Дети учатся переводить гривны в копейки и наоборот. Знакомятся с рецептом выпечки хлеба, с производством национальных продуктов: сахарная свекла – сахар, молоко – сыр, подсолнечник – масло, пшеница – мука. Узнают о средней урожайности культур, о % получения сахара из свеклы, муки из пшеницы, … Тем самым дети получают первые экономические знания, учатся уважать труд сельских людей, бережно относиться к национальным культурам и продуктам. Примеры задач: 1) Из сахарной свеклы получают 16% сахара. Сколько кг свеклы нужно собрать, чтобы получить 64 кг сахара? 2) Сколько нужно смолотить пшеницы, чтобы получить 24 кг муки, если масса муки составляет 6/8 массы пшеницы?



Учитель математики должен знакомить детей с именами известных математиков, их вкладом в развитие науки. Раздел учебника «Узнайте больше» отличная помощь в этом учителю. Он знакомит 5-ов с биографиями таких известных украинских математиков и их вкладом в развитие науки, как В.М.Глушков (теория алгоритмов), М.И.Ядренко (элем.матем-ка, комбинаторика), А.Г.Конфорович (история мат-ки), Феофан Прокопович , М.В.Остроградский (матем.анализ).



Учащимся 6 класса предлагают расшифровать фамилию известного украинского математика Г.Ф.Вороного и самостоятельно познакомиться с его биографией, решив примеры на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.



У 7-9 класах можливо розширити знання учнів про культуру українського народу за допомогою різних українських орнаментів (вишиванок) в процесі вивчення геометричних перетворень. Бажано звернути увагу учнів на те, що багато орнаментів лише на перший погляд видаються симетричними або утвореними шляхом паралельного перенесення. Насправді ж створення орнаментів людиною є процесом творчим, не завжди підпорядкованим математичним законам (на відміну від машинного орнаментування).





При изучении различных функций, их свойств с целью патриотического воспитания нужно знакомить учеников с устным народным творчеством (украинскими пословицами, поговорками). Так, можно предложить уч-ся задания вида: а) к изображенным графикам функций подберите пословицы, раскрывающие суть процессов функций б) постройте графики функций, соответствующие смыслу пословицы. Примеры пословиц: “Чим далі в ліс, тим більше дров”, “Кашу маслом не зіпсуєш”, “ Розум добре, а два – краще”, “Више голови не стрибнеш”. Задачи из украинского фольклора: За 30 монет купили 30 птиц. Сколько купили птиц каждого вида, если за 3 воробьев заплатили одну монету, за 2 голубей – тоже одну монету, а за одну горлицу – 2 монеты, при этом купили хотя бы одну птичку каждого вида?



У процесі навчання слід звертати увагу учнів на прізвища українських математиків, на їхній внесок у розвиток математичної науки. Одне з таких прізвищ - М. П. Кравчук, на пам'ятнику якого написано: «Моя любов - Україна і математика». М. П. Кравчук - академік Всеукраїнської Академії Наук, якого 1938 року безпідставно репресували і заслали на Колиму, де він загинув. Суттєву допомогу вчителю нададуть відповідні матеріали, вміщені в українських шкільних підручниках з математики.



Широкие возможности в плане воспитания патриотизма открываются при проведении тематических внеклассных мероприятий, посвященных украинским математикам: математические вечера, викторины, конференции, диспуты, дискуссии, конкурсы презентаций, газет .



В процесі вивчення математики



В процесі вивчення математики

Під час розв'язування задач треба не лише формувати первинні знання економіки, а й проводити бесіди виховного характеру,

Примеры экономических задач: 1. В классе 10 лампочек по 100 Вт каждая. Если они будут гореть зря 1 час, то будет потрачено 1 кВт/ч электроэнергии. В нашем районе свыше 420 классов. Посчитай потери электроэнергии в пределах района. 2. Затраты эмалевой краски на однослойное покрытие составляют 180 г на 1 м². Хватит ли 4 кг эмали, чтобы покрасить стену длиной 6 м и высотой 4 м? 3. Струйка воды толщиной в спичку дает за сутки потерю 480 л. Посчитай потери воды, если 100 человек не до конца закрутят краны ? Скольким жителям хватит этой воды на сутки, если минимум использования воды на одного человека 6 л? 4. По плану предприятие должно ежемесячно тратить по 1500 т угля. Благодаря режиму экономии сохранено 3 % месячной нормы угля, причем 40 % сэкономленной суммы потрачено на премии рабочих, а остаток - на фонд предприятия. Какой доход предприятия за счет экономии топлива, если 1 т угля стоит 1800 грн.?



При изучении в 6 кл. темы «Диаграммы», в 9 кл. «Начальные сведения о статистике», в 11кл. «Элементы статистики» ученики знакомятся с графическим представлением информации об Украине: площади крупнейших водохранилищ, природно-заповедный фонд, структура посевных площадей, количество жителей наибольших городов, количественное соотношение граждан Украины разных национальностей, динамика рождения детей, средняя годовая температура воздуха в отдельных регионах Украины, таблица развития Киевского митрополитена, количество студентов Киевского национального университета им Т.Г.Шевченко, результаты выступления украинских школьников на Международных математических олимпиадах…



При изучении в 9кл. темы «Вероятность случайного события», в 11кл. «Элементы статистики» ученикам можно предложить следующие задания: 1) оценить вероятность появления заданных букв на одной странице из повести Марко Вовчок «Институтка», 2) составить частотную таблицу наличия определенных букв в стих-ии Т.Г.Шевченко «Садок вишневий коло хати”, определить моду, полученных данных, 3) ребенок играет с карточками разрезной азбуки.Найти вероятность того, что он составит слово “вишиванка”, “калина”, “Україна”…



У 10-11 класах серед основних виховних завдань є прищеплення любові до Батьківщини, відданості своєму народу, гордості за його культурні надбання, вболівання за його долю. Важливо продовжити ознайомлення учнів з іменами та біографіями видатних українських математиків. Наприклад, розповісти учням про творця одного з важливіших методів інтегрування -М. Остроградського (народився і похований на Полтавщині). Учнів основної та старшої школи варто також залучати до проектної діяльності, пов'язаної з вивченням діяльності відомих українських математиків. Наприклад, учням можна запропонувати такі теми для розроблення проектів: «Остроградський – математик і патріот», «Премії НАН України імені видатних українських учених», «Пам'ятники українським математикам», «Збірник українських історичних задач» …  



Выпускники школы должны иметь активную гражданскую позицию. Воспитанию этого на уроках математики может способствовать проектная деятельность. Примеры тем проектов для уч-ся 11 кл.:



Патриотический долг учащихся в период обучения в школе – учиться на “хорошо” и “отлично”, закаляться физически, воспитывать в себе моральные и волевые качества гражданина Украины . Ученики должны знать, что твердое знание предмета необходимо для того, чтобы стать хорошим инженером, строителем, экономистом, для овладения техникой военного искусства, многими профессиями, нужными в армии. От защитника Родины требуются глубокие знания точных наук: физики, математики, электроники, кибернетики.



Спасибо за внимание!

Отримуйте задоволення від своєї роботи!



Поділіться з Вашими друзьями:

Схожі:

Організація роботи з національно-патріотичного виховання на уроках природничого циклу iconМетодичні рекомендації щодо національно-патріотичного виховання у загальноосвітніх навчальних закладах, що додаються
Про затвердження Концепції національно-патріотичного виховання дітей І молоді, Заходів щодо реалізації Концепції національно-патріотичного...
Організація роботи з національно-патріотичного виховання на уроках природничого циклу iconМетодичні рекомендації щодо національно-патріотичного виховання у загальноосвітніх навчальних закладах, що додаються
Про затвердження Концепції національно-патріотичного виховання дітей І молоді, Заходів щодо реалізації Концепції національно-патріотичного...
Організація роботи з національно-патріотичного виховання на уроках природничого циклу iconМетодичні рекомендації щодо національно-патріотичного виховання у загальноосвітніх навчальних закладах, що додаються
Про затвердження Концепції національно-патріотичного виховання дітей І молоді, Заходів щодо реалізації Концепції національно-патріотичного...
Організація роботи з національно-патріотичного виховання на уроках природничого циклу iconНаціонально-патріотичне виховання на уроках математики
Найважливішим пріоритетом національно-патріотичного виховання є формування ціннісного ставлення особистості до українського народу,...
Організація роботи з національно-патріотичного виховання на уроках природничого циклу iconДовідка про стан патріотичного виховання учнівської молоді Києво-Святошинського району Питання національно-патріотичного виховання завжди було актуальним
Питання національно-патріотичного виховання завжди було актуальним. Від дідів та прадідів, батьків та матерів передається почуття...
Організація роботи з національно-патріотичного виховання на уроках природничого циклу iconМетодичні рекомендації щодо національно-патріотичного виховання у загальноосвітніх навчальних закладах, що додаються
Про затвердження Концепції національно-патріотичного виховання дітей І молоді, Заходів щодо реалізації
Організація роботи з національно-патріотичного виховання на уроках природничого циклу iconМетодичні рекомендації щодо національно-патріотичного виховання у загальноосвітніх навчальних закладах, що додаються
Про затвердження Концепції національно-патріотичного виховання дітей І молоді, Заходів щодо реалізації
Організація роботи з національно-патріотичного виховання на уроках природничого циклу iconМетодичні рекомендації щодо національно-патріотичного виховання у загальноосвітніх навчальних закладах, що додаються
Про затвердження Концепції національно-патріотичного виховання дітей І молоді, Заходів щодо реалізації
Організація роботи з національно-патріотичного виховання на уроках природничого циклу iconМетодичні рекомендації щодо національно-патріотичного виховання у загальноосвітніх навчальних закладах, що додаються
Про затвердження Концепції національно-патріотичного виховання дітей І молоді, Заходів щодо реалізації
Організація роботи з національно-патріотичного виховання на уроках природничого циклу iconМетодичні рекомендації щодо національно-патріотичного виховання у загальноосвітніх навчальних закладах, що додаються
Про затвердження Концепції національно-патріотичного виховання дітей І молоді, Заходів щодо реалізації


База даних захищена авторським правом ©biog.in.ua 2017
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка